Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования Плавский район  "Детский сад общеразвивающего вида "Пчёлка" с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению

Публичный доклад

Публичный доклад МБДОУ МО Плавский район «Детский сад общеразвивающего вида «Пчёлка» за 2011-2012уч.г.

 

1.Охрана  жизни и укрепление физического и  психического  здоровья детей.

 

Одной из главных задач ДОУ является укрепление и сохранение физического и психического здоровья воспитанников. В ДОУ реализуется Программа оздоровления, система физкультурно - оздоровительной работы, направленные на укрепления и сохранения здоровья воспитанников:

- диагностика физического развития воспитанников .

По данным диспансеризации детей и осмотра врача-педиатра, в ДОУ дети распределились по следующим группам здоровья:

1 группа-35%

2 группа- 51,7%

3 группа-12,2%

4 группа-0,8%- 1 человек

В ДОУ создана система оздоровления – это режим дня, прогулок, режим совместной деятельности воспитателей с детьми и приема пищи. На протяжении всего пребывания ребенка в детском саду ведется обязательный медицинский контроль за здоровьем каждого ребенка. Ребенка осматривает врач, при необходимости назначается профилактическое лечение, делаются все необходимые прививки. Два раза в год измеряются антропометрические данные, и на их основании подбирается индивидуальная группа мебели для каждого воспитанника с учетом требований СанПина.

Двигательный режим также является фактором, способствующим укреплению здоровья детского организма: совместная деятельность воспитателя с детьми по физической культуре, утренняя гимнастика под музыку, гимнастика после  сна, различные способы закаливания, физкультминутки на занятиях – все это удовлетворяет естественную потребность детей в движении и способствует оздоровлению детского организма.

Организация рационального питания – важное направление в оздоровлении ребенка. Четырехразовое сбалансированное питание с включением блюд, содержащих большое количество витаминов: салаты из овощей, фрукты, сок, витаминизированные напитки.

Также по физкультурно – оздоровительному развитию работает кружок «Школа мяча» (подготовительная группа), программа которого разработана на основе программы физического воспитания детей 5-7 лет Л.Н. Волошиной «Играйте на здоровье». Программа «Школа мяча» разработана для обучения старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений, достижения «запаса прочности» здоровья у детей, развития их двигательных способностей, улучшения физической подготовленности.

Целью программы является всестороннее развитие двигательных функций, взаимосвязь физического, интеллектуального и психического развития ребенка; формирование у детей самостоятельности, самоконтроля, умение действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье. Под руководством инструктора по физической культуре Долговой А.Н. дети с удовольствием принимают участие в соревнованиях, построенных на основе спортивных упражнений; в проведении дней здоровья.

Уделяя внимание физическому здоровью детей, физической безопасности, нужно помнить, что столь же важно заботиться и о психическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии. Поэтому приоритетом выступает личностно – ориентированное  взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

 

 

2. Проведение оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и снижение заболеваемости.

 

Лечебно – оздоровительная работа в ДОУ проводится медицинскими сестрами под руководством врача – педиатра. Они составляют план оздоровительной работы с детьми. В нем отражается проведение диспансеризации, профилактических прививок, лечебно – оздоровительных  мероприятий. Профилактические и общеукрепляющие мероприятия проводятся с целью предупреждения гриппа и ОРЗ.

Это: 1. противогриппозная вакцинация детей;

2. прием дибазола;

3. прием элеутерококка (младшие группы) в три этапа (октябрь, ноябрь, декабрь );

4. витаминотерапия;

5. чесночные орошения;

6. дыхательная гимнастика после сна;

7.оздоровительный массаж по группам.

Физкультурно – оздоровительная работа состоит из ежедневной утренней гимнастики, физкультурных занятий не только в зале, но и на улице.

Закаливание осуществляется на основе физкультурных занятий, дети занимаются в проветриваемом зале, в облегченной одежде. Моют руки и лицо прохладной водой. Летом обливают ноги водой комнатной температуры, принимают дозированные солнечные ванны.

В связи с ухудшением экологии количество здоровых детей уменьшается. Превалируют заболевания ЖКТ (желудочно – кишечного тракта) и аллергические состояния. Поэтому усилия медиков и родителей направлены на совместную и оздоровительную работу по охране здоровья детей.

 

 

3. Осуществление необходимой коррекции в речевом развитии детей.

 

Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков  в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ (ограничением возможностей здоровья) и оказание помощи детям этой категории в освоении «Программы воспитания и обучения» под редакцией М.А. Васильевой.

Содержание коррекционной программы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого – медико – педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПк);

-возможность освоения детьми с ОВЗ Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

В целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям с ОВЗ в условиях образовательного учреждения организована работа психолого – медико – педагогического консилиума (ПМПк). ПМПк создаётся приказом руководителя  образовательного учреждения при наличии необходимых специалистов: педагога – психолога, учителя – логопеда, социального педагога.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного –медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

ПМПк строит свою деятельность в соответствии с уставом образовательного учреждения, договором с родителями, договором с медико-психолого-педагогическим консилиумом.

Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

- выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и (или) состоянии декомпенсации;

- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально – личностных перегрузок и срывов;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.

Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или работников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями  (законными представителями) воспитанников.

Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение.

Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые, и проводятся под руководством председателя.

Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с ОВЗ и (или) состояниями декомпенсации. Плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.

Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и (или) коррекционной работе с ребенком, представляют заключение на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов, подписывается председателем и всеми членами консилиума.

Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

Целью психолого -педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

- психологическое обеспечение образовательных программ;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов;

- определение готовности к обучению в школе.

Направления работ по психолого-педагогическому сопровождению:

- профилактика;

- диагностика;

- консультирование (индивидуальные и подгрупповые);

- развивающая работа (индивидуальная и подгрупповая);

- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого – педагогической компетентности администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется логопедом ДОУ Е. И. Бескрестновой.

Основными задачами работы логопеда являются:

- коррекция нарушений в развитии устной речи;

- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников;

- координация коррекционной психолого – педагогической помощи детям;

- ведение необходимой документации.

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется при наличии у них нарушений в развитии устной речи (фонетико – фонематическое недоразвитие речи; фонетическое недоразвитие речи; общее недоразвитие речи). В 2011 – 2012 уч. г. в старшей и подготовительной к школе группах количество детей:

- с фонетико – фонематическими  нарушениями речи - 11ч

- с общим недоразвитием речи - 9ч.

- дети, имеющие неярко выраженное общее недоразвитие речи – 5ч.

Логопедическое сопровождение осуществляется на основе обследования воспитанников, которое проводится с 01.09.2011г. по15.09.2011г. и с 15.05.2012г. по 30.05.2012г. На каждого воспитанника логопед заполняет речевую карту. Занятия с воспитанниками проводятся индивидуально, по подгруппам и фронтально. Основной формой  являются подгрупповые и индивидуальные занятия в соответствии с учебным планом ДОУ. Индивидуальные занятия проводятся с воспитанниками, имеющими фонетико – фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи 2-3раза в неделю.

Логопед реализует Программу Е. В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет и реализуется в старшей и подготовительной группах. При отборе содержания учитываются возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: работоспособность, специфический характер наглядно – образного мышления, ведущий вид деятельности.

Программа основывается на содержании типовой «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, предусматривающей аналитико – синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой. Вместе с тем в нее включены более сложные задачи. Это ознакомление детей со знаковой системой языка, формирование первоначальных навыков чтения (старшая и подготовительная группы), включение в каждое занятие заданий по развитию моторики и графических навыков, с целью подготовки руки ребенка к письму.

Содержание Программы – это целостная система по обучению дошкольников элементам грамоты, при усвоении которой, решающая роль принадлежит деятельности ребенка, а педагог лишь руководит этой деятельностью.

В Программе используется системный комплексный личностный и деятельный подход к развитию детей.

Задачи Программы « От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»:

- сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;

- познакомить детей со звучащим словом, протяжностью, овладеть способами интонационного выделения звука в слове, называть слова с заданным звуком; знакомить со слогом, слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги;

- усваивать смыслоразличительную функцию звука, знакомить с гласными и согласными звуками.

Решение этих задач подготовить детей к овладению звуковым анализом слов, т.е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным  характеристикам.

Такая работа не может не дать положительных результатов и как правило воспитанники выходят из детского сада подготовленными к школьному  обучению.

 

 

4.Обеспечение познавательно – речевого, социально – личностного, художественно – эстетического и физического развития детей.

 

Обучение в ДОУ проходит по « Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, 2007г. издания. Дополнительно используется Программа Е.В.Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», педагогические технологии Л.А.Парамоновой «Развивающие занятия с детьми». Процесс обучения строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Обучение проходит в специально организованных формах, как традиционных, так и нетрадиционных (совместная деятельность воспитателя с детьми, игры – путешествия, КВН, брейн – ринги и др.)

Для реализации задач воспитания и обучения детский сад реализует дополнительные образовательные услуги:

-по развитию экологической культуры ребенка – кружок «Друзья природы» в средней группе».

Экологическое воспитание является одним из самых важных направлений дошкольного детства. Это ответственный период жизни ребенка: формируется начало экологической культуры, т.е. правильного и осознанного отношения непосредственно к самой природе, к людям, которые охраняют и созидают ее; создающим материальные богатства и духовные ценности. Также отношение к себе, как части природы, грамотное отношение и поведение человека к окружающей среде. Материал данной программы составлен на основе Программы С.Н.Николаевой «Юный эколог» и представляет интерес для педагогов в работе с детьми  для становления и развития творческих способностей формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Данная программа знакомит воспитанников с правильным отношением к природе, к проблемам окружающей среды. Игра, творчество, музыка, знания – все это дает в комплексе хорошие результаты.

Целью работы экологического кружка «Друзья природы» является формирование у детей основ экологической культуры в единстве и взаимосвязи таких ее составляющих, как интерес к природе и проблемам ее охраны; знания о компонентах природной среды и взаимосвязях между ними; нравственные и эстетические чувства по отношению к природе (жалость, любовь, сопереживание, доброта), культура поведения в природе и деятельности по оказанию ей помощи; мотивы, которыми руководствуются дети в своих поступках по отношению к природе.

В МДОУ «Пчелка» осуществляется преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием. Заключен договор между МОУ ПСШ №1 им. Б.Ф.Сафонова и МДОУ «Пчелка» о плане совместной работы. Задачей этой работы является сформировать у детей устойчивый интерес к школе, к  процессу  обучения. Дети участвуют в тематических выставках (например, «День защиты детей» и др.)

ДОУ сотрудничает с Домом детского творчества, организуя выставки детских работ. В подготовительной к школе группе  образовательную область «Художественное творчество» проводит специалист Дома детского творчества  Т.Ю.Жаринова.

Реализуя задачи укрепления и сохранения физического здоровья,  дети под руководством инструктора по физической культуре А.Н. Долговой участвуют в районных спортивных соревнованиях в городском спортзале.

Для осуществления  образовательной деятельности особое внимание уделяется организации образовательной среды. В ДОУ функционируют кабинеты:

- физкультурный зал,

- музыкальный зал,

- медицинская комната,

- комната русского быта (проводится  совместная деятельность воспитателя с детьми по образовательной области «Художественное чтение»,совместная деятельность воспитателя с детьми по ознакомлению с родным краем),

- изолятор,

- процедурный кабинет,

- экологическая комната (проводится совместная деятельность воспитателя с детьми по образовательной области «Познание» и кружок «Друзья природы»),

- комната ручного труда (проводится совместная деятельность воспитателя с детьми по образовательной области «Познание»).

- кабинет логопеда,

- кабинет социального педагога.

.

 

5.Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

 

Дошкольный возраст - важнейший  период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, И родной двор, и детский сад, где он  получает радость от общения со сверстниками и родная природа - всё это Родина.

Очень важны для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знания истории необходимы для формирования гражданской позиции, растущего человека, воспитания любви к малой Родине и Отечеству.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Большое место в приобщении к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Наблюдение за характерными особенностями времен года, погодными изменениями поведения птиц, насекомых, растений, животных. Поэтому в детском саду проводим и «Праздник птиц», и «Масленицу», так как устное народное творчество формирует любовь к традициям своего народа и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Родной город. Знакомим детей, с историей родного города,  достопримечательностями, памятниками. Детям  объясняем  в честь кого, они воздвигнуты. Старший дошкольник уже знает  название своего города, своей улицы. Для этого проводим экскурсии по городу, на природу, наблюдения за  трудом взрослого, посещение краеведческого музея, библиотеки. Знакомим детей с символами государства (герб, флаг, гимн), формируем чувства уважения к традициям и обычаям других народов.

При решении задач духовно – нравственного и патриотического воспитания учитываются возрастные особенности детей.

В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», « любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», « трудовой подвиг». Подводим ребенка к тому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена  увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

     Рассказы о ВОВ, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам А.Гайдара, Л.Кассиля, А. Митяева, волнуются, впервые осознают жестокость и беспощадность войны  к простым людям. В нашем ДОУ существует такая традиция: накануне великого праздника Победы, с детьми старшего дошкольного возраста ходим к Вечному огню,  поклониться и возложить цветы в знак благодарности к погибшим воинам.

   В День защитника Отечества к нам приходят в гости военные из нашей части, рассказывают детям о службе в армии, о том, что нужно быть сильными, смелыми, выносливыми. Принимают активное участие в спортивных соревнованиях, а дети поют для них песни, читают стихи.             

 

 

 6. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям)  по вопросам воспитания, обучения и  развития  детей.

 

При планировании  работы с родителями педагоги используют    следующие формы: беседы, консультации, оформление информационных стендов. Наиболее эффективной формой организации работы  с родителями является беседа, как  по запросам родителей, так и запланированная. Одной из новых форм планирования работы с родителями является организация совместных групповых развлечений детей и родителей. Особенно удачно эта практика прижилась в младших группах (драматизация русских народных сказок «Теремок», «Репка», инсценирование  «Бабушкино лукошко» и др.).  Проводим спортивные праздники  «Мама, папа, я – спортивная семья». Родители на этих мероприятиях принимают самое активное участие. Традиционной формой работы с родителями являются родительские собрания, которые проводятся 2-3раза в год. Для создания непринужденной  атмосферы  педагоги организуют чаепития, обсуждая теоретические вопросы развития детей.

Оформление стендов для родителей носит регулярный характер. Информация   вывешивается раз в неделю, отвечающая проблемам развития детей  данного возраста, а также вывешивается информация о проходившей совместной деятельности воспитателя с детьми в течение дня. Специалисты ДОУ (логопед, социальный педагог) информируют родителей по интересующим их вопросам.

Для родителей подготовительной к школе группы организуется круглый стол с участием учителей первых классов, педагогов детского сада. Основной целью работы круглого стола  является оказание консультативной и практической помощи родителям будущих первоклассников.                                              

При планировании воспитательно – образовательного процесса коллектив ДОУ опирается на мнение родителей о деятельности педагогов, функционировании ДОУ. Регулярно проводятся анкетирования родителей, на темы, «Насколько вы доверяете педагогам ДОУ» и др. Администрация ДОУ вместе с родительским комитетом постоянно обсуждают проблемы, возникшие в ходе воспитательно – образовательного процесса. Особую благодарность педагоги испытывают, когда мнение родителей о профессиональной деятельности выражается в статьях газеты «Плавская новь».                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz